За год войны рф накопила в оффшорах $80 млрд, но конфисковать их — сложная задача. Как эту проблему решает Запад?
28.05.2023 10:25 | УкррудпромForbes-Украина, 26 мая 2023. Опубликовано 09:45 28 мая 2023 года “Финансовые тайны” защищены настолько хорошо, что любая информация, которая могла бы открыть тайный вход в оффшорную “матрешку”, является редкостью.
Поэтому цель партнеров Украины в борьбе против рф — “вытащить” преступные активы из оффшоров, установить их реальных собственников и предотвратить уклонение от санкций.
К чему им приходится прибегать, рассказала эксперт проекта DiXi Group Елена Поканевич.
ЕС и страны G7 продолжают закрывать лазейки для обхода санкций протина россии. Ведь уже введенные меры не смогли разрушить экономику страны-агрессора, хотя и значительно ослабили ее. В 2023 году российская экономика вырастет на 0,3% по прогнозу Международного валютного фонда. По предварительной оценке, она должна была сократиться на 2,3%.
Другой вызов — найти и заморозить деньги подсанкционных российских олигархов и политиков, которые они спрятали в оффшорах или странах “финансовой тайны”. Эти юрисдикции помогают им отмывать грязные деньги и уклоняться от санкций.
За год войны и действия санкций рф накопила в оффшорах $80 млрд наличными, недвижимостью и инвестициями за рубежом, по оценкам Bloomberg. Это скрытые теневые резервы, которые помогают Кремлю после 24 февраля 2022 года.
Действующая оффшорная система в течение многих лет помогала диктатору Владимиру Путину и его команде сосредоточивать огромные ресурсы россии, монополизировав отрасли экономики рф. Но из-за анонимности владения сложно точно определить, кто действительно владеет этими ресурсами.
Страны-партнеры Украины применяют разные способы, чтобы “вытащить” преступные активы из оффшоров, установить их реальных собственников и предотвратить уклонение от санкций.
Три направления разоблачения российских оффшоров
1. Реформирование законодательства о бенефициарной собственности
Не только Каймановы острова или Кипр. До недавнего времени некоторые штаты США были популярными “гаванями” для российских богатств.
Но удавка постепенно затягивается. США и ЕС вводят более жесткие правила, чтобы устранить действующие пробелы в борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и уклонением от санкций.
Со следующего года компании с юрисдикцией в США обяжут раскрывать конечных бенефициарных владельцев, то есть лиц, контролирующих компанию.
Наряду с Америкой таких обязательств будут придерживаться и Коста-Рика, Мальта, Люксембург и Лихтенштейн, известные тяготением к непрозрачным финансовым услугам, хотя они и не являются классическими оффшорами.
Евросоюз реформирует законодательство по борьбе с незаконным отмыванием денег и финансированием терроризма. Предусматриваются новейшие правила проверки лиц клиентов компаний, чем они владеют и их контролеров.
Также будет создан Европейский орган по борьбе с отмыванием денег (AMLA) с надзорными и следственными полномочиями. Национальные подразделения финансовой разведки и другие компетентные органы будут иметь доступ к информации о бенефициарной собственности, банковских счетах, реестрах земли или недвижимости.
Депутаты Европарламента также хотят, чтобы страны-члены ЕС собирали информацию о собственности на такие товары, как яхты, самолеты и автомобили стоимостью свыше €200 000 или хранящиеся в свободных зонах товары.
Различных посредников (банки, распорядителей активов и криптоактивов, агентов по недвижимости, профессиональные футбольные клубы) обяжут проверять личность своих клиентов и оценивать риски отмывания денег и финансирования терроризма в своей сфере деятельности и передавать соответствующую информацию в центральный реестр.
2. Применение вторичных санкций к лицам, помогающим скрыть российские деньги в оффшорах
Недавно обнародованные документы Pandora Papers и публичные записи свидетельствуют, что престижные юридические фирмы Великобритании и США помогали российским олигархам, их родственникам и связанным с ними компаниям покупать движимое и недвижимое имущество, решать личные и деловые споры, ориентироваться на западных рынках и переводить деньги в оффшоры.
Оффшорные схемы 90-х годов вроде “российской матрешки”, когда в общей цепочке принимают участие многие фирмы-однодневки с номинальными бенефициарами, сейчас уже невозможны. Группам юридических советников приходится придумывать все новые и новые “легальные” юридические лазейки для своих клиентов.
Онлайн-банкинг и разные системы онлайн-платежей и международных денежных переводов позволяют легально оперировать деньгами с оффшорных счетов. Однако и в этом направлении усиливается контроль.
Швейцария — мировой эпицентр оффшорных банковских операций — сегодня находится под пристальным вниманием Министерства юстиции США. Вопрос о швейцарских банках Credit Suisse и UBS, подозреваемых в помощи российским олигархам уклониться от санкций, отмечает Bloomberg.
Следует применять санкции в отношении распорядителей капитала, которые помогают российским олигархам накапливать состояние в оффшорах — банкиров, юристов и бухгалтеров. Предлагается, чтобы именно AMLA наблюдал за конкретными кредитными и финансовыми учреждениями. Также евродепутаты хотят расширить компетенцию AMLA на составление списков высокого риска за пределами ЕС.
3. Обмен информацией и меры по предотвращению образования новых “гаваней” для подсанкционных активов рф
Поиском скрытых российских активов, а также обнаружением лиц, помогающих подсанкционным лицам такие активы скрыть, занимается рабочая группа “Заморозка и конфискация”, созданная странами ЕС и G7, и международная группа REPO (Russian Elites, Proxies и Oligarchs Task Force).
В ЕС и США смещаются акценты с количества на качество санкционной политики протина россии, усиливается давление на третьи страны, которые становятся новыми “гаванями” для ее преступных активов.
2 марта власти США опубликовали документ Tri-Seal Compliance Note, в котором подробно описано, как рф обходит санкции и как скрываются настоящие владельцы состояний.
“Красные флажки” избегания лицами санкций или экспортного контроля:
использование подставных компаний для международных банковских переводов, часто с привлечением финансовых учреждений в юрисдикциях, отличных от регистрации компании;
отказ клиента делиться информацией о конечном использовании продукта, включая нежелание заполнять форму конечного потребителя;
поступление платежей из посторонней страны или компании, не указанной как конечный потребитель;
управление сложными и/или международными предприятиями, использующими адреса, общие для нескольких связанных организаций;
направление товара через определенные пункты перевалки, обычно используемые для незаконного перенаправления запрещенных товаров на россию или Беларусь. Такие места могут быть в Китае (в том числе Макао и Гонконг) и юрисдикциях вблизи рф, включая Армению, Турцию и Узбекистан.
Оффшорную систему создавали именно для сокрытия “финансовых тайн”. И она хорошо справляется с этой задачей: любая информация, которая открыла бы тайный вход в оффшорную “матрешку” — редкость.
Но широкомасштабная вооруженная агрессия рф против Украины заставляет демократию изменять подходы и правила. Ведь найденные, замороженные и конфискованные в пользу Украины российские преступные активы — борьба за справедливость.
Елена ПОКАНЕВИЧ